Дорогие ребята! Я приветствую Ваше патриотическое начинание по организации краеведческого музея. Мне очень хотелось бы помочь Вам это сделать, но навряд ли я сумею качественно выполнить даже Вашу небольшую просьбу – описать бои в районе д. Милославичи. Прошло более 23-х лет после этих событий, многие фамилии участников, боевые эпизоды, характеризующие ожесточенность этих боев, героизм отдельных солдат и офицеров, к сожалению, не удержались в моей памяти, но я постараюсь написать всё, что знаю и помню об этих трагических событиях в тяжелый для нашей Родины 1941 год.
Бои в районе д. Милославичи развернулись 8-10 августа 1941 года. К этому времени обстановка здесь сложилась следующая: танковая армия под командованием немецкого генерала Гудериана в первой декаде июля м-ца форсировала Днепр южнее г. Могилева, имея превосходство в танках и авиации захватила г. Рославль. Встретив организованную оборону наших войск, вела безуспешные наступательные бои, стремясь прорваться в направлении г. Москвы – столицы нашей Родины.
Линия фронта к 8-му августа 1941 г. в этом районе проходила от Рославля на запад вдоль Варшавского шоссе и от Кричева по левому берегу р. Сож. Наши войска, оборонявшие этот участок фронта, неоднократно переходили в наступление и перерезали основную коммуникацию армии Гудериана – Варшавское шоссе и тем самым дезорганизовали её тыл.
Одной из таких операций, имеющих задачу перерезать Варшавское шоссе и ввести в прорыв подвижную группу войск (21-ю кавалерийскую дивизию) и являлись ожесточенные бои под д. Милославичи. Руководство по проведению этой операции было возложено на командира 45 стрелкового корпуса генерала Магона.
Наши войска быстро справились с первой задачей – прорвали оборону немцев, перерезали Варшавское шоссе, но ввести в прорыв подвижную группу (21 кавалерийскую дивизию), не удалось. Авиация противника в то время господствовала в воздухе и не допустила движения кавалерии в прорыв.
На второй день операции сопротивление противника нарастало, местами он переходил в контратаки, стараясь восстановить положение. Во второй половине дня немецкие танки появились в наших тылах. Из опроса пленных, по документам убитых было видно, что немецким командованием брошены новые свежие соединения с задачей, как нам тогда казалось, уничтожить части перерезавшие Варшавское шоссе, но цели немцев были дальше.
Вот что пишет покойный Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов, в то время командовавший 132 с. д., действовавшей с нами по соседству, в своей книге «Когда гремели пушки»:
«Тогда (9-10 августа 1941 г.) мы конечно, не знали, что 13 армия находилась в полосе, выбранной гитлеровским командованием для нанесения удара в тыл всей гомельской группировки советских войск. Для этого Гудериану пришлось снять значительные силы с основного, Смоленского, направления и повернуть их к югу, на соединение с группой армий «Юг».
Как стало известно только теперь, из мемуаров Гудериана и других источников, у верхушки вермахта не было единодушия в этом вопросе. Командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал фон Бок считал, например, что отвлечение части сил со Смоленского направления сорвет выполнение намеченной наступательной операции на Москву. Однако Гитлер настоял на ликвидации «гомельского выступа», нависавшего с одной стороны над правым флангом ударной армии Гудериана, а с другой угрожавшего рвавшимся к Киеву войскам группы армий «Юг».
Из этого высказывания маршала Бирюзова ясно видно, что наша частная операция привела к важному решению Гитлера, благодаря которому был ослаблен удар в направлении г. Москвы. На нас обрушился удар главных сил армии Гудериана, усиленной 2-м мехкорпусом. Удар немцы наносили в направлении ст. Унеча. В третий день операции наши части, стремясь не дать себя окружить и уничтожить, начали уходить с боями в общем направлении на юг, через д. Родню, г. Климовичи, д. Церковище, г. Костюковичи и т.д. Какую роль играла наша 137 стрелковая дивизия и в частности входивший в её состав 771 стрелковый полк, начальником штаба, которого я был?
771 стрелковый полк имел задачу овладеть д. Милославичи, в дальнейшем наступать в северном направлении, перерезать Варшавское шоссе и обеспечить совместно с другими частями ввод 21 кавалерийской дивизии.
Полк не имел достаточной артиллерийской поддержки, был вынужден атаковать немцев ночью. Нам удалось ворваться на южную окраину селения, захватить кладбище, дальнейшие атаки хорошо укрепленной позиции успеха не имели, пришлось ограничиться тем, что мы его блокировали, а главными силами вышли и перерезали Варшавской шоссе. Немцы предпринимали одну контратаку за другой, сложная обстановка слаживалась то в одном, то в другом месте, некоторые подразделения дрались в окружении, но завоеванных позиций не отдавали до тех пор, пока не был отдан приказ об отходе. Противник нес громадные потери в людях и технике. Конечно потеряли много и мы. Вспоминая о тех боях, я преклоняюсь перед мужеством, храбростью наших солдат, которые, ввиду отсутствия технических средств борьбы против танков, заменяли своей плащ-палаткой, вскакивая сзади на танк и закрывали смотровые щели и лишали управления.
Офицерский состав своим уменьем управлять, самоотверженностью показывал пример подчиненным и мне хотелось бы вспомнить некоторых из них.
В первых минутах боя был тяжело ранен командир полка полковник Мажурин Г. И. (к сожалению, последующей его судьбы я не знаю).
Находясь в боевых порядках полка, геройски погиб комиссар полка батальонный комиссар Васильчиков Петр Александрович.
Наша газета «За Родину» № 11(49) за 23 февраля 1942 года писала: «Никогда не померкнет слава комиссара Васильчикова. Перед его частью была поставлена задача во что бы то ни стало занять пункт «М» и выйти на шоссе с тем, чтобы перерезать главную коммуникацию противника. Учитывая исключительную важность поставленной задачи, комиссар Васильчиков принял на себя командование одним из подразделений, сам повел в бой своих бойцов. Несколько сот немецких солдат и офицеров уничтожено в этом бою. Комиссар Васильчиков сражался с беззаветной храбростью, личным своим примером воодушевляя бойцов и командиров и геройски погиб в бою.»
Было бы очень хорошо, если бы Вы добились перед местными партийными и советскими организациями как-то увековечить память об этом славном сыне нашей Коммунистической партии.
Примером мужества являлись:
- секретарь партбюро полка Наумов А. Д. (погиб в 1943 году).
- работники штаба полка капитан Лукин Б. Н., капитан Пронин (оба ранены), лейтенант Степанцев А. П. (полковник в запасе), мл. лейтенант Тюкаев В. Г. (подполковник в запасе), ваш земляк н-к разведке полка т. Василевский (он уроженец Вашего района).
- Умело руководили боем командиры батальонов - капитан Горбунов, майор Московский (оба ранены в этих боях) и капитан Осадчий.
- Мужественно сопровождали пехоту артогнем наши артиллеристы ст. лейтенант Меркулов (полковник в запасе), командиры батарей ст. лейтенант Похлебаев Г.Г. (полковник в запасе), лейтенант Терещенко Б.Т. (подполковник в запасе).
- Четкую связь обеспечили н-к связи полка ст. лейтенант Денисенко, командир роты связи т. Скворцов и командир взвода Ситников.
- Четко работал полковой пункт медпомощи, который организовывал быструю и своевременную медицинскую помощь раненым и их эвакуацию – руководил им военврач 3 ранга Востроносов А. В.
- Бесперебойные снабжения полка боеприпасами обеспечивали майор Татаринов С. И. и ст. лейтенант Алексеев.
Не могу обойти группу в 10 человек, ответственных работников ЦК КПСС Белоруссии, направленных в подразделения политбойцами, их не успели переодеть, они вступили в бои в своих гражданских костюмах. Все они быстро вышли из строя убитыми и ранеными. Хорошо бы установить их фамилии. Они честно выполнили свой долг.
Вот короткая история интересующих Вас боев. Я написал, не имея под руками документов, по памяти, и естественно многое мог опустить. Я не затронул роль комсомольской организации в этих боях, а она была очень большая, комсомольцы вели себя героически и своим личным примером увлекали других.
Если Вас будут интересовать отдельные вопросы по истории боев в Ваших краях, по мере сил постараюсь на них ответить.
Желаю Вам здоровья, успехов в учебе и интересных находок для Вашего краеведческого музея!
Бывший начальник штаба 771 стр. полка 137 стрелковой дивизии полковник в запасе А. Шапошников.