Противодействие киберпреступности

Тезисы по теме: «Основный аспекты профилактики
киберпреступлений»
Анализ оперативной обстановки по линии противодействия
мошенничествам свидетельствует об устойчивой тенденции к увеличению
числа преступлений, совершенных с применением способов социальной
инженерии.
Появление новых способов использования злоумышленниками
информационно-коммуникационных технологий повлекло значительный рост
мошенничеств, к которым относятся:
1) Телефонные мошенничества, когда потерпевшим сообщается ложная
информация о совершении их родственниками дорожно-транспортного
происшествия, для оказания срочной помощи которым необходимо передать
крупную сумму денег.
В данной ситуации рекомендуется следующее:
- под любым предлогом прервать разговор и позвонить родственнику, от
имени которого или о котором идет речь;
- поинтересоваться у позвонившего Вам лица о месте нахождения
родственника и личными данными данного родственника.
2) Хищения, совершенные путем обмана под предлогом продажи или
приобретения товаров на торговых площадках в сети Интернет.
В данных ситуациях рекомендуется следующее:
- при приобретении товара убедиться в его надлежащем качестве, при
этом, не переводить денежные средства в качестве предоплаты, а
воспользоваться пересылкой товара через почтовое отделение с услугой
наложенного платежа;
- при продаже товара вести переписку на самой торговой площадке или
общаться по телефонной связи, а не в различных мессенджерах, а также не
переходить по сброшенным Вам ссылкам, при переходе по которым, у Вас
будут запрашиваться данные банковской карты.
3) Мошенничества, совершенные от имени служб безопасности банков,
операторов сотовой связи посредством звонков с мессенджеров и путем
вхождения в доверие потерпевших, вынуждая их устанавливать сторонние
приложения и переводить денежные средства с банковской карты на счета,
используемые преступниками.
В данной ситуации рекомендуется следующее:
- не общаться в мобильных мессенджерах, а прекратить разговор и
перезвонить в банк по номеру телефона указанному на официальном сайте
банка;
- не сообщать личный номер паспорта, номера банковской карты и
СМС-коды, которые приходят на Ваш телефон от банка;
- не устанавливать на мобильный телефон какие-либо программы по
просьбе неизвестных лиц и не предоставлять доступ к ранее установленным.

И помните, что правоохранительные органы и банковские организации
не используют мобильные мессенджеры Viber, WhatsApp и Telegram, для
связи с гражданами.

Основные правила цифровой гигиены
Никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщайте
реквизиты своих банковских счетов и банковских карт, в том числе лицам,
представившимся сотрудниками банка или правоохранительных органов.
Также не следует сообщать в телефонных разговорах и при общении в соцсетях
полный номер карточки, срок ее действия, код CVC/CVV (находящиеся на
обратной стороне карты), логин и пароль к интернет-банкингу, паспортные
данные, кодовое слово (цифровой код) из SMS-сообщений.
В случае поступления звонка «от сотрудника банка», «сотрудника ОВД,
КГК, КГБ» или от «оператора сотовой связи» необходимо уточнить его
фамилию, номер телефона, после чего завершить разговор и самим позвонить в
банк или другое учреждение. Сообщите о случившемся. Скорее всего, никаких
несанкционированных операций не было, и никто из банка не звонил.
В том случае, если с использованием Вашего счета и правда кто-то будет
пытаться совершить несанкционированные операции и банк это заметит, то его
сотрудники сперва инициативно заблокируют банковскую платежную карту,
затем сообщат Вам причину принятого решения (ничего не уточняя) и
пригласят посетить банк с паспортом для получения наличных денежных
средств и написания заявления на перевыпуск карты.
Учтите: сотрудники банков, операторов сотовой связи никогда не
используют для связи с клиентами мессенджеры («Viber», «Telegram»,
«WhatsApp»).
Ни в коем случае не предоставляйте доступ к мобильному устройству
посторонним лицам!
Никогда не устанавливайте по просьбам незнакомых лиц программы
удаленного доступа, такие, например, как «AnyDesk», «RustDesk» и др. Не
сообщайте незнакомым лицам сеансовые коды! Через эти приложения
мошенники могут получить доступ к мобильному приложению интернет -
банкинга на Вашем устройстве и совершить хищение денежных средств.
При поступлении в социальных сетях сообщений от лиц, состоящих в
категории «друзья», «подписчики», с просьбами о предоставлении
реквизитов банковских платежных карточек или одолжить денежные
средства, или проголосовать за родственника в каком-либо конкурсе - не
следует сразу же отвечать на подобные сообщения! Сначала необходимо
связаться с этим человеком (по телефону, лично встретиться) и уточнить,
действительно ли он нуждается в помощи.