Из воспоминаний Марии Никитичны Гонжижаровой

"Победу встретила в Кёнигсберге"

 

Родилась я в деревне Кулешовка в малоземельной и многодетной крестьянской семье. Была четвёртым ребёнком из шести. Окончила Хотовижскую семилетку. В 1938 году поступила в Климовичскую 2-летнюю школу медицинских сестёр, которую окончила в 1940 году.

Почти весь наш курс (а это 160 девушек преимущественно из Климовичского района) был направлен в Брестскую область. (В 1939 году территория Западной Белоруссии была присоединена к БССР). Там, в облздраве, нам зачитали список, кто куда поедет работать. Так я оказалась в городе Коссово в должности медицинской сестры районной больницы.

В субботу, 21 июня 1941 года, была моя смена в больнице. Перед уходом с работы старшая медсестра объявила, что я назначена на дежурство в райком партии.

          Я взяла санитарную сумку и ушла. Сначала на квартиру. Отдохнула, а потом пошла в райком. Там увидела автомашины и много раненых. Военные медики оказывали людям первую помощь и отправляли их куда-то. В райкоме была и врач из нашей больницы. Мы обрабатывали раны и травмы, делали перевязки, накладывали шины. Нас удивило, что раненых было много. Им спешно оказывали первую помощь и отправляли, но тут же прибывали автомашины и привозили других.

Через несколько часов, когда по радио сообщили тревожные вести о том, что гитлеровская Германия без объявления войны внезапно и вероломно напала на нашу страну, поняла, откуда раненые и какая война началась.

Вскоре появились германские самолеты. Начались бомбежки, пулеметные обстрелы растерявшихся от страха людей, стоны и просьбы о помощи. Появились убитые и лужи крови на улицах. Началась паника.

     Я поспешила на квартиру. Там никого не застала. Торопливо собрала самые необходимые вещи, взяла паспорт, связала все в узелок и, потерянная, вышла на улицу. 

Когда я вернулась в райком, там не было ни автомашин, ни военных, ни медиков. Я пошла с теми, кто спешил на восток. Так я оказалась в огромной колонне военных и беженцев, автомашин и повозок, даже детских колясок. Колонна из Коссово растянулась далеко. Все спешили , иногда приходилось бежать трусцой. Дело в том, что над колонной часто появлялись немецкие самолёты. Они низко опускались и, пролетая над нами, бомбили и расстреливали беззащитных и бессильных перед ними людей.

Однако самым мучительным и страшным в период отступления в начале войны было ранение.   Во время бомбежки осколком задело бедро. Как смогла, перевязала себе рану. Сколько было сил и терпения, шла в колонне военных. Боялась отстать. Не знаю, как сложилась бы моя судьба, если бы не военные. Они вели меня под руки, поддерживали. Иногда даже несли.

Примерно в сотне километров от Коссово, на железнодорожной станции, название которой не помню, велась погрузка раненных военнослужащих в вагоны. Я помогала в уходе за ними. Меня оставили в эшелоне. Так и стала военной медсестрой и сопровождала раненых из города Иваново.

Когда наш поезд прибыл на станцию, я помогала грузить раненых бойцов на машины и отправлять в госпиталя.

Здесь же, в Иваново, меня направили в 77 авиаэвакоприемник (АЭП).  Весь персонал этого АЭП состоял из начальника, двух врачей, двух фельдшеров и трех медсестер, одной из которых была я. Две другие молодые девушки прежде были учительницами. В приемнике мы оказывали первую самую необходимую медицинскую помощь и определяли, исходя из характера ранения, в какой госпиталь отправлять раненого бойца.

Раненых доставляли санитарные самолёты - У-2 переоборудованные под санитарные. На крыльях самолётов установили специальные ниши, похожие на бочки, куда помещались раненые. Для безопасности, их ещё перевязывали верёвками.

Часто вспоминается тяжелая зима 1942 года. Наш АЭП находился тогда на центральном аэродроме Москвы. Днем и ночью слышались отголоски боев, земля дрожала от разрывов, а поток раненых был бесконечным. Все мы — и летчики и медики — валились от усталости.

Когда наши войска перешли в наступление, АЭП двинулся вслед за ними. Много сел и городов прошли мы, но названий их память не сохранила.

          В начале 1945-го меня перевели в медсанчасть авиаполка. Здесь приходилось ухаживать за больными летчиками. Если же пилоты в боевых вылетах получали ранения, то мы оказывали первую помощь и отправляли в госпиталь.

          Хорошо помню, как пришла к нам весть о Победе. Наш полк стоял тогда в г. Кенигсберге, а медсанчасть находилась недалеко от аэродрома. Неожиданно услышали стрельбу. Все, кто в это время был на дежурстве, выскочили из здания, чтобы узнать, что произошло. Вокруг стоял сплошной гул, слышались стрельба и радостные крики. У летчиков было радио, и по нему передали сообщение о взятии Берлина. Все были бесконечно счастливы, что победили, что выжили в этой ужасной войне, что скоро вернемся домой. 

С 1945 г. по 1956 г. работала медицинской сестрой в хирургическом отделении Климовичской районной больницы. Награждена орденом Отечественной войны  II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией», юбилейными медалями.