Воспоминания Ивана Николаевича Мигалени

Воспоминания Ивана Николаевича Мигалени

 

Родился я на Минщине в деревне Таль, Любанского района,7 июля I915 года. В семье был шестым ребенком. Родился после смерти отца. Со слов матери и родственников узнал, что в I9I4 году он был мобилизован на фронт войны Германии с Россией В I915 году пришла в деревню похоронка.

Родственники пожалели мать или побоялись за здоровье ее и мое, решили не сообщать ей страшной вести о гибели ее мужа и моего отца Николая Алексеевича. Рассказали об этом после моего рождения, а мне-когда подрос. Поэтому с детства навечно запомнил Первую мировую войну и понял, что несет людям всякая война. Уверен, что легко представить, как тяжело было матери с шестью детьми и какой была жизнь нас, шестерых, без отца.

Начальную школу окончил в д. Таль. Учился хорошо. Мать и родственники решили, чтобы я продолжал обучение и как могли помогали мне. После окончания 7 классов в Уречье, в 1931 году поехал в Минск. Там окончил рабфак, а затем Минский медицинский институт. Трудными голодными и холодными были первые три года. Приходилось разгружать вагоны по вечерам и даже ночью. Не стыдно признаться, что набирал картонки в карманы, чтобы потом сварить. Вкусной была она и без приправы. Только с солью. Очень вкусным был хлеб в студенческой столовой, но его давали только 150 граммов на обед.

Значительно изменилась жизнь к лучшему в 1934 году. Не только студентам, но и всем горожанам. Стипендия была 200 рублей. Мне как сироте, платили повышенную стипендию. На нее можно было скромно одеться и жить без прежнего чувства голода и желания поесть вдосталь хлеба.

До окончания института женился на студентке того же института, Капич Елизавете Кирилловне По окончании института получили назначение в сельскую больницу д. Братьковичи Костюковичского района. Вдвоем приехали туда. Вместе работали в той больнице на 15 коек. Там все понравилось. И больница, и местные жители, и природа. И сейчас вспоминаю, и будто вижу озеро, сосонник, высокое сухое место, красивое и уютное. Да и больница для того времени была хорошо оборудовано, имело все необходимое, даже солярий был. Это было редкостью для сельской больницы.

Там в Братьковичах, застала нас Великая Отечественная война. Тыл призван на военную службу по первой мобилизации. Сначала был направлен в г. Минск, а затем в г. Елец. Там пробыл около месяца, пока получил назначение на должность начальника медицинской службы отдельного батальона связи. В составе этого батальона был отправлен на фронт. На территории Брянской области, в районе Автухова, наш батальон попал в окружении. На последнем совещании личного состава командир батальона объявил решение: выходить из окружения мелкими группами. Через несколько дней я добрался до Костюкович. Там прятался у знакомого врача. Через непродолжительное время устроился на работу и переехал в Братьковичи. Там работал и жил с женою при больнице.

Кроме оказания медицинской помощи местным жителям, оказывали помощь и партизанам. Первыми пациентами были партизаны из отрядов п/б Скандилова, а потом из отряда 45 "За Родину". Первые раненые из этого отряда стали нашими пациентами в середине декабря 1942 года. После боя в лесу в районе Хоровыни. Среди них был и командир отряда Марков Владимир Иванович и писарь Петрович. Марков был ранен в плечо. После обработки раны, его перевезли в д. Железница. Туда к нему на перевязки ездила моя жена. Из Железницы его перевезли в Сосновицу. С тех пор я стал фактически стал партизанским доктором. Туда ездил систематически лечить Маркова и других раненых.

Примерно в это время в больнице д. Братьковичи разместили на отдых недели на 2-3 батальон французов. В связи с этим мою семью выселили из квартиры при этой больнице. Я переехал в деревню Читовые, то недалеко от д. Братьковичи. В ней было всего дворов 15. Туда партизаны приходили свободно. Мы с женой оказывали им возможную помощь и снабжали их медикаментами.

Больничный двор в д. Братьковичи огородили забором в три бревна. Сделали бойницы. Там вплоть до освобождения района от немецко-фашистских оккупантов находился полицейский гарнизон. На него нередко нападали партизаны, чаще это делали группы из отряда Скандилова. В связи с этим в окружении д. Братьковичи обстановка осложнилась. Мне опасно было оставаться там. Меня забрали в партизанский отряд "За Родину". За мною приехал партизан Столяров Михаил. Он отвез меня на лошади в отряд. Там я оставался до воссоединения отряда с войсками Советской Армии. Моим помощником был Роханский Леонид Никифорович, уроженец Костюковичского района. До войны он окончил 3 курса Минского медицинского института. Самостоятельно мог оказать помощь раненому. Мы с ним выполняли все необходимые работы по оказанию первой помощи раненым и их лечению. Акушерка больше всего занималась обеспечением нас лекарствами. По моей просьбе она ходила в Костюковичи. Там у моих знакомых медицинских работников она брала необходимые нам лекарства и приносила в отряд.  К нам поступали материалы из Климович. В этом помогала Лепетухина Мария. Она работала медсестрой в райбольнице. Там постоянно доставала медикаменты и передавала в отряд.

На боевые задания с партизанами выходил редко. Участвовал в засаде в районе д. Клов. Туда выходили 2 роты партизан. Бой был непродолжительным. Велась перестрелка в основном винтовочная, автоматная, слышал и пулеметную стрельбу. В засаду попало несколько немецких подвод. Было взято в плен 2 немецких солдата. Один из них, по имени Вилли, был ранен. После излечения остался в отряде. Когда освободили район от немецко-фашистских оккупантов, он работал в нашей райбольнице. Жил в моей квартире. Свободно ходил по городу. Однажды его задержал патруль, но его скоро отпустили. Только в апреле или мае I944 года его отправили в лагерь для военнопленных в г. Горький.  Дальнейшую судьбу его не знаю. Помню бой с немецким обозом в районе Сосновицы. Обоз был большой.

Растянулся примерно на километр. Бoй длился около часа, если не больше. Немцам пришлось отступать.

Присутствовал при сдаче в плен охранного батальона. Офицеры и солдаты этого батальона организованно с оружием пришли в отряд. Слышал, что командование отряда через своих людей установили связь с некоторыми офицерами этого батальона и заранее обусловили место и время встречи. Незадолго до освобождения Климовичского района от гитлеровских войск, отряду был дан приказ отступать на запад. Уже в пути, когда отряд был в роще западнее Тимоново, поступил приказ идти на соединение с Советскими войсками. Отряд перебазировался в лес возле Жадуньки. Роты пошли на перекрытие дорог, по которым отступали немцы. Штаб остался в лесу. Я был при штабе. На рассвете группа немецких солдат напала на штаб. Началась перестрелка. Был убит адъютант Мазура. Скоро вернулись партизаны. Окружили лес, где прятались немцы. После боя в штаб привели двух немцев. Отряд сразу перебрался в Савиничи, уже освобожденные советскими войсками. Там были повешены пленные и каратель из местных жителей. Фамилию его не помню. Там отряд отдыхал дней пять.

2 октября 1943 года я пришел в Климовичи. Отряд был расформирован. Часть партизан были направлены в войска, некоторые оставлены в районе. Женщины и старики вернулись в свои семьи В Климовичи прибыла оперативная группа во главе с Бурдиловым Т.И. В составе оперативной группы были Токарев П.Ф., председатель райисполкома, Лобарев В.Д., зав. отделом агитации и пропаганды, он же редактор первого выпуска районной газеты, и Скоков-начальник РО НКВД. Оперативная группа из состава отряда "За Родину" отбирался советский и партийный актив района. Так, Солдатенко И.С. был направлен на должность секретаря райкома, Недведская Фроня в районо, меня назначили заведующим районным отделом здравоохранения. Для меня, началась трудная работа по организации здравоохранения на Климовщине.

Апрель 1996 года